воскресенье, 16 июня 2013 г.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Толерантность в отношении людей, которые чем-то отличны (убеждениями, принципами и т.п.), требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, имеются иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания есть необходимое условие стабильности открытого и демократического общества. Образование как полифункциональный инструмент целенаправленного регулирования социальных процессов становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования отношений и норм поведения. 
Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования и развития умений и навыков толерантного поведения остро актуальной, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения. По этой причине Министерство образования РФ специально разработало федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», реализация которой проходила в период с 2001 по 2005 гг. Важнейшими задачами программы явились разработка системы мер и механизмов формирования норм толерантного сознания на всех ступенях системы образования, а также создание комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания 
Многими учеными подчеркивается, что особенно важна сегодня проблема формирования, развития толерантности у школьников (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, А.Н. Джуринскии, Л.В.Меньшикова, Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерва и др). Но данный процесс не является самопроизвольным - он требует соответствующих педагого-психологаческих технологий, методик, условий, принципов и критериев. Решение новых задач, возникших в современном обществе, требует иных подходов к организации образовательного процесса, его направленности на воспитание и развитие человека, обладающего не только комплексом знаний, умений и навыков, но способного к конструктивному общению, основанному на его социально-психологических, этических и моральных составляющих (Е.М. Аджиева, Ш.А. Амонашвилли, В.В. Давыдов, А.В.Хуторской, И.С. Якиманская). Таким образом, приоритетом становятся целостные воспитательные цели, реализующиеся через систему конкретных обучающих задач посредством дидактического материала самого предмета и методических приемов ведения уроков, прежде всего, гуманитарного цикла. 

В связи с этим актуальна роль школы в целенаправленном управлении процессом конструирования адекватных «Я – образа» и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах взаимодействия, привития им навыков цивилизованного общения, толерантности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. Доказано, что подростковый возраст является наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идёт поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности.
Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности 

2 комментария: